На протяжении всех веков были богатые и бедные, счастливые и несчастные. Рядом с нами живут нищие, сироты, вдовы, больные люди и одинокие старики, нуждающиеся в нашей помощи.
Церковь учит о делах добра и милосердия и сама является примером для подражания. Еще в апостольское время была установлена диакония – служба, которая занималась попечением больных и бедных. Кроме того Церковь заботилась о нуждающихся в других общинах. Средства, собранные усилиями прихожан одной Церкви, распределялись между бедными братьями другой.
Тема благотворительности присутствует практически во всех посланиях св. апостола Павла. Существует отдельная глава в книге Деяний св. апостолов, посвященная этой теме.
Начиная с IV в., благотворительность перестает быть стихийным явлением. Церковь берет на себя организацию и содержание больниц, богаделен, странноприимных домов и др.
В делах милосердия всегда большая роль отводилась монастырям. Они перечисляли средства на содержание бедных и создавали монастырские богадельни.
В настоящее время благотворительность стала не актом милосердия, а неким пиар-ходом для богатых людей, которые пытаются таким образом привлечь к себе внимание окружающих. Однако Иисус Христос говорил о том, что дела милосердия должны твориться втайне: «пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне». (Мф. 6, 3-4)
Что же делать, если мы хотим помочь нуждающимся, но нет для этого достаточных средств? Необходимо помнить о том, что даже малая жертва, но от чистого сердца, угодна Господу. «С миру по нитке – голому рубашка», – гласит народная мудрость.
«Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». (Лк. 6, 36)